Институт Русской Цивилизации
Об институте
Труды института
Большая энциклопедия
русского народа
Видеоматериалы
Вопросы и ответы
Рекомендуем посетить

Большая энциклопедия русского народа
|   Алфавитный указатель   |   Темы   |   Поиск
Все темы » Русский патриотизм

АЛЕКСЕЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (Р. 29.11.1918), ПРОЗАИК, ПУБЛИЦИСТ, КРИТИК, ЖУРНАЛИСТ

АЛЕКСЕЕВ Михаил Николаевич (р. 29.11.1918), прозаик, публицист, критик, журналист. Родился в с. Монастырское Баландинского у. Саратовской губ. в крестьянской семье. Рано лишился родителей: мать умерла от голода, а отец — в заключении: «Мой отец — Николай Михайлович Алексеев — был секретарем сельского совета. Умудрялся выдавать людям справки, чтобы могли спастись (от голода н. 30-х, без документов нельзя было покинуть село. — Ред.). Кто-то выдал, его осудили, и он умер в саратовской тюрьме». После окончания в 1936 местной школы-семилетки поступил в Аткарское педучилище. В 1938 был призван в армию. Начав службу рядовым солдатом, Алексеев демобилизовался осенью 1955 в чине полковника.
Алексеев вошел в литературу как писатель-баталист. Его первый роман «Солдаты» (кн. 1 — 1951; кн. 2 под названием «Пути-дороги» — 1952—53) был о Великой Отечественной войне. Событиям на фронте, мирным солдатским будням были посвящены сборники рассказов «Наш лейтенант» (1955), «Жили-были два товарища…» (1958), повесть «Наследники» (1957) и др.
С н. 60-х Алексеев стал писать о деревне, стремясь осмыслить пути ее развития и заглядывая в отдаленное прошлое с тем, чтобы лучше понять день сегодняшний. В этом переходе от военной темы к «деревенской» прозе не было, однако, ничего неожиданного. Ведь в солдатах Алексеева легко угадывались сельские жители — «землепашцы, только по случаю войны надевшие защитную форму», ибо «так издревле на Руси повелось: в мирное время крестьянин пашет землю, в лихолетье меняет орало на меч, идет защищать Отечество». Деревенский уклон в значительной мере стимулировался родословной Алексеева, постоянной связью писателя с «малой родиной» — с саратовским с. Монастырское, где он так часто бывал.
Роман «Вишневый омут» (1961), построенный на материале дореволюционной деревни, насыщен трагическими коллизиями, он несет в себе большой поэтический заряд. Через все произведение проходит образ сада, символизирующего собой красоту родной земли и творческие начала жизни. В главном герое «Вишневого омута» Михаиле Харламове писателю удалось воплотить многие черты русского национального характера.
«Деревенская» линия была продолжена Алексеевым и в повести в новеллах «Хлеб — имя существительное» (1964). Перед читателями оживает современная деревня; многие из героев являются людьми с «чудинкой»: дед Капля, Меркидон Люшня, однорукий Зуля, необычный летописец Иннокентий Данилов и др. Широко используя лирические, трагические, комические и сатирические краски, Алексеев высвечивает красоту, мужество и выносливость народной души. Несколько странное название повести (первоначальное название «Журавушка») было подсказано писателю его философствующим земляком, который в н. 60-х, беседуя с Алексеевым, заметил: «Хлеб — имя существительное, поскольку мы существуем, пока едим хлеб насущный, а все остальное — прилагательное».
В повести «Карюха» (1967), обладающей особой силой эмоционального воздействия, Алексеев показывает трудную жизнь крестьянской семьи, едва ли не главной в которой предстает беспородная лошадь Карюха. Кроме кормилицы Карюхи, в произведении весьма выразительно нарисована ее породистая, красивая дочь Майка, которую — на беду всей семьи — зарезали волки. Повествование ведется от имени ребенка, что придает этому остродраматическому произведению, прозвучавшему как поэма о человечности, особую окраску.
Военные и невоенные произведения Алексеева дополняют друг друга. В романе же «Ивушка неплакучая» (1970—74) происходит слияние двух главных тем прозаика — военной и деревенской. Автор дает широкую картину народной жизни от предвоенной поры до сер. 60-х. Через судьбы жителей приволжского с. Завидово Алексеев показывает судьбу страны, на долю которой выпало так много испытаний. Центральной в романе является сюжетная линия, связанная с Феней Угрюмовой — первой в Завидове солдатской вдовой с маленьким сыном на руках. Роман «Ивушка неплакучая» был отмечен в 1976 Государственной премией СССР.
Изображению довоенного периода посвящен роман «Драчуны» (1981). Сюжетной основой произведения стало описание многолетней вражды, родившейся из детских потасовок. В «Драчунах» Алексеев впервые рассказал о голоде 1933: «Это была полностью запретная тема. Но она жила во мне, терзала. Я, выпустивший столько книг, не рассказал о самом главном для моих земляков, для всего народа! О самой большой беде. 33-й год — это был геноцид, никто еще не назвал истинной цифры погибших. <…> Голод пытались объяснить засухой. Но никогда засуха не могла охватить такие обширные области. Урожай был вполне нормальный. Но все вымели. Сначала фураж — подохли все колхозные лошади, потом стали умирать люди. Кто-то успел убежать, но немногие. Паспортов нет, куда побежишь без документов? <…> Мог ли я не рассказать об этом?» За роман «пришлось вести самую настоящую войну с цензурой. <…> Во спасение целого я наиболее спорные куски убирал — где про людоедство и т. п. Но все равно роман получился страшным. У меня на даче в углу огромная стопка писем со всех концов страны. Ни на одну свою книгу я не получал столько отзывов, как на “Драчунов”. 10 лет его замалчивали, вычеркивали из списка моих книг…».
Как участник Сталинградской битвы, писатель обращается к созданию документально-автобиографического романа «Мой Сталинград» (1993). Повествование развертывается не по канонам классического романа. Алексеев стремится рассказывать только о том, чему был сам свидетель, и о тех, кого знал хорошо по службе в одной воинской части, по совместным боям в междуречье Дона и Волги летом и осенью 42-го и зимой 43-го, при этом соблюдая железную установку: ничего не придумывать, не досочинять.
Некоторые произведения Алексеева экранизированы. Особой популярностью пользуется фильм «Журавушка» (по мотивам романа «Хлеб — имя существительное»).

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1975—77; Собр. соч.: В 8 т. М., 1987—90; Мой Сталинград. М., 1993 (Роман-газета. № 1 (1199); Карюха: Повесть; Драчуны: Роман; Рыжонка: Ностальгическая повесть. М., 1994.

Бекедин П.

© Институт Русской Цивилизации.
E-mail: info@rusinst.ru

Изготовление cайта - Wilmark Design.
2004-2018г.
Об институте  |  Труды института  |  Энциклопедия  |  Видеоматериалы

В оформлении проекта использован фрагмент картины И.С. Глазунова "Вечная Россия"