Институт Русской Цивилизации
Об институте
Труды института
Большая энциклопедия
русского народа
Видеоматериалы
Вопросы и ответы
Рекомендуем посетить

Большая энциклопедия русского народа
|   Алфавитный указатель   |   Темы   |   Поиск
Я Ю Э Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р П О Н М Л К И З Ж Е Д Г В Б А

ВОЛКОНСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (ПСЕВД. МАНЦЕНИЛОВ) (7[19].05.1860—13[26].10.1917), КНЯЗЬ, ПИСАТЕЛЬ И ДРАМАТУРГ

ВОЛКОНСКИЙ Михаил Николаевич (псевд. Манценилов) (7[19].05.1860—13[26].10.1917), князь, писатель и драматург.
Представитель старинного княжеского рода, ведущего свое происхождение от Рюрика. Закончил Императорское училище правоведения. Известность получил как литератор, автор популярных исторических романов и повестей, а также драматических произведений (пародийная опера «Вампука, принцесса Африканская», «Гастроль Рычалова» и др.). Остроумная «Вампука» имела огромный успех у публики. В 1892—94 был редактором журнала «Нива», сотрудничал в «Новом времени» и в разных журналах. В 1905—06 принимал участие в правом сатирическом журнале «Виттова пляска», после его запрещения — в журналах «Плювиум» и «Продолжение Виттовой пляски». Кн. Волконский принял активное участие в монархическом движении. С первых лет существования он был членом Русского собрания и Союза русского народа.
Волконский автор многочисленных романов, повестей, рассказов и пьес. В прозаическом творчестве Волконского прослеживаются 2 линии. Первая представлена произведениями из современной ему жизни, исследующими поведение личности в состоянии выбора между укоренившимся в обществе материализмом и аморализмом («мертвое») и религиозно-нравственной тенденцией («живое»): романы «Семья Колениных» (1890), «Мертвые и живые» (1898), «Одержимые» (1899), повесть «Судьба» (1890), «Благородные чувства» (1902) и др. Другая, количественно преобладающая линия, преимущественно связана с разработкой русской исторической темы. В 1891—1915 Волконский опубликовал более 20 исторических романов и повестей, среди которых: «Мальтийская цепь» (1891), «Князь Никита Федорович» (1891), «Воля судьбы» (1893), «Брат герцога» (1895), «Кольцо императрицы» (1896), «Записки прадеда» (1897), «Вязниковский самодур» (1900), «Черный человек» (1901), «Два мага» (1902), «Гамлет XVIII века» (1903), «Ищите и найдете» (1904), «Тайные силы» (1907), «Жанна де Ламотт» (1910), «Тайна герцога» (1912), «Мне жаль тебя, герцог!» (1913), «Две жизни» (1914) и др. В центре исторических произведений — «неофициальная история» XVIII столетия, «сплетающаяся из целого ряда интриг и отношений, разгадать и открыть которые представляется возможным лишь спустя многие годы». Продолжая (вслед за Вс. С. Соловьевым) «авантюрную» линию развития исторического романа, Волконский почти полностью отказался от языковой стилизации и от точности в бытописании, что лишает многие его романы исторической достоверности. Тем не менее исторические романы Волконского воспитывали у читателя чувство любви к Родине и отечественной истории.

Соч.: Полное собрание исторических романов и повестей князя М. Н. Волконского. Испр. и редактированное автором. Т. 1—6. Пг., 1916—17; Соч.: В 4 т. М., 1992.
А. С.

© Институт Русской Цивилизации.
E-mail: info@rusinst.ru

Изготовление cайта - Wilmark Design.
2004-2018г.
Об институте  |  Труды института  |  Энциклопедия  |  Видеоматериалы

В оформлении проекта использован фрагмент картины И.С. Глазунова "Вечная Россия"