Институт Русской Цивилизации
Об институте
Труды института
Большая энциклопедия
русского народа
Видеоматериалы
Вопросы и ответы
Рекомендуем посетить

Большая энциклопедия русского народа
|   Алфавитный указатель   |   Темы   |   Поиск
Все темы » Русский патриотизм

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН (ДО ПРИНЯТИЯ МОНАШЕСТВА — АВЕРКИЙ ПАЛИЦЫН) (УМ. 13.09.1626), РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ.

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН (до принятия монашества — Аверкий Палицын) (ум. 13.09.1626), русский политический деятель и писатель. Родился в дворянской семье. В 1588 подвергнут опале, возможно за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При царе Борисе Годунове возвращен из ссылки; в правление царя Василия Шуйского в 1608 назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. В 1612 активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т. ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1618 успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Авраамий Палицын — автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». Сохранилось в списках XVII—XVIII вв.
Первые 6 глав «Сказания», написанные, возможно, не Авраамием Палицыным, а лишь отредактированные им, возникли в к. 1612—н. 1613. В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных царя Б. Годунова, не решившихся говорить ему истину. В нем впервые в публицистике XVII в. сделана попытка выяснить причины происшедших событий. Ок. 1620 Авраамий Палицын добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Русского государства вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Произведение Авраамия Палицына выражает мировоззрение русских служилых людей. Автор говорит о незыблемости общества, состоящего из «господ» и «вечных холопий», защищает теория самодержавной монархии и подчеркивает ее «божественное происхождение». Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» Авраамия Палицына одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства. Оно было популярно в XVII—XIX вв. Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована, язык образный. Труд Авраамия Палицына — важный источник для изучения событий н. XVII в.
Соч.: Сказание Авраамия Палицына. Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой, М.; Л., 1955.

© Институт Русской Цивилизации.
E-mail: info@rusinst.ru

Изготовление cайта - Wilmark Design.
2004-2018г.
Об институте  |  Труды института  |  Энциклопедия  |  Видеоматериалы

В оформлении проекта использован фрагмент картины И.С. Глазунова "Вечная Россия"