Институт Русской Цивилизации
Об институте
Труды института
Большая энциклопедия
русского народа
Видеоматериалы
Вопросы и ответы
Рекомендуем посетить

Большая энциклопедия русского народа
|   Алфавитный указатель   |   Темы   |   Поиск
Все темы » Русский патриотизм

АЛЕКСИЙ (В МИРУ ДОРОДНИЦЫН АНЕМПОДИСТ ЯКОВЛЕВИЧ), АРХИЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ (2.11.1859—ЯНВ. 1919), ДУХОВНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ДЕЯТЕЛЬ МОНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

АЛЕКСИЙ (в миру Дородницын Анемподист Яковлевич), архиепископ Владимирский и Суздальский (2.11.1859—янв. 1919), духовный писатель, деятель монархического движения.
Родился в семье дьячка с. Успенское Славяносербского у. Екатеринославской губ. Закончил Екатеринославскую Духовную семинарию, затем в 1885 Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1896 преподаватель Херсонского Духовного училища, с июля 1890 назначен противоштундистским миссионером в г. Херсоне. В 1891 защитил диссертацию на степень магистра, после чего в 1892 стал помощником смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сент. 1894 — Екатеринославским епархиальным миссионером. В сент. 1901 переведен в Чернигов преподавателем Духовной семинарии. Овдовев, в марте 1902 принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В авг. назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии, в сент. 1903 — возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской Духовной семинарии. 30 мая 1904 хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С июля 1905 — епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии, с авг. — епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии и ректор Казанской Духовной академии. За сочинение «Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во 2-й пол. XIX столетия» в марте 1910 ему была присвоена степень доктора церковной истории. В янв. 1912 назначен на самостоятельную кафедру — епископом Саратовским и Царицинским, где повел борьбу с лжеучением иеромонаха Илиодора (Труфанова). 30 июля 1914 переведен на Владимирскую и Суздальскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Особую заботу проявлял о призрении вдов и сирот духовенства.
В 1913 опубликовал одну из самых известных своих работ «Мораль Талмуда», которая сделала его имя весьма уважаемым в среде русских патриотов. Беспристрастным языком академического ученого с использованием подлинных источников он проанализировал моральные нормы Талмуда, показав его фундаментальную антихристианскую направленность. Приветствовал Нижегородское Всероссийское Совещание уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 нояб. 1915 (Нижегородское совещание) и прислал на него свой доклад. В телеграмме в адрес совещания владыка писал: «Посылаю мой привет и благожелания монархическому съезду и буду молить Бога, чтобы Он благословил успехом занятия съезда во славу Св. Церкви, на благо Родины и на радость нашему Возлюбленному Монарху».
Весной 1917 съездом духовенства епархии снят за «деспотическое управление» епархией и «дерзкое обращение с духовенством» (обычная мотивировка удаления консервативных архиереев). Из-за близости к Г. Е. Распутину его даже не пытались защитить члены Св. Синода, никакую другую кафедру ему не предложили. И в 1918 он уехал на родину в Екатеринославскую епархию. Затем перебрался в Киев, поселился в Киево-Печерской лавре и начал борьбу против митр. Владимира (Богоявленского), претендуя на Киевскую кафедру. За эти действия уже после мученической кончины митр. Владимира был запрещен. Однако борьбы не прекратил. Как писал митр. Мануил (Лемешевский), «имел попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию, но интрига не удалась». Митропиолитом Киевским был избран Антоний (Храповицкий). Скончался от паралича сердца в маленьком монастыре в Новороссийске, примирившись с Матерью-Церковью и приобщившись Св. Таин. Отпевал его еп. Евлогий (Георгиевский), который в своих воспоминаниях описал обстоятельства похорон.
Соч.: Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. (Магист. дисс.). М., 1889; Шалопутская община. М., 1891; Опыт православного противоштундистского катехизиса. Екатеринослав, 1899; Изд. 3-е. Казань, 1912; Южнорусский необаптизм, известный под именем штунды. Ставрополь, 1903; Византийские церковные мистики XIV в. (прп. Григорий Палама, Николай Кавасила и прп. Григорий Синаит). Казань, 1906; Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во 2-й пол. XIX столетия. Казань, 1909; Христианство и коммунизм. Казань, 1909; О любви к Отечеству. Речь на молебне. Казань, 1910; Аскетическое богословие. Казань, 1911; Послание к царицынской пастве… по поводу лжеучения иеромонаха Илиодора. Саратов, 1912; Самовоспитание и его средства: Очерк Христианской педагогики. Саратов, 1913; Полн. собр. соч. Т. 1: Ст. богословско-философского и церковно-исторического содержания. Саратов, 1913; Т. 2: Слова и речи. Саратов, 1914; Мораль Талмуда // Голос Церкви. 1913. Дек.; Прибавление к «Церковным ведомостям». 1913. № 44. Пг., 1915; Воинствующий ислам. М., 1914; Антихрист. М., 1914; Саратов, 1914; Придет ли Антихрист? М., 1999.

Степанов Анатолий Дмитриевич

© Институт Русской Цивилизации.
E-mail: info@rusinst.ru

Изготовление cайта - Wilmark Design.
2004-2018г.
Об институте  |  Труды института  |  Энциклопедия  |  Видеоматериалы

В оформлении проекта использован фрагмент картины И.С. Глазунова "Вечная Россия"